Успех этого проекта привёл к ещё нескольким заказам от государства: оформлению советских павильонов на выставке печати в Кёльне в 1928 году, на выставке фотографии и кино в Штутгарте в 1929 году, на выставке гигиены в Дрездене в 1930 году, на выставке мехов в Лейпциге в 1930 году и парка Горького в Москве в 1931 году.
Горизонтальный небоскрёб
По мнению архитектора, строительство новых зданий в СССР могло быть организовано иначе, в духе популярных в 1920-х годах идей обобществления быта и жилища, Лисицкий предполагал, что индивидуальное жильё — квартиры, частные дома, особняки — отойдёт в прошлое.
Перспективными, по его мнению, могли стать дома-коммуны , в которых у людей останутся частными только квартиры-спальни, а столовые, кладовые, прачечные, душевые — будут общими для всего дома.
В 1926 году в первом и единственном номере журнала «Известия АСНОВА » Лисицкий опубликовал свой проект горизонтального небоскрёба для площади у Никитских ворот в Москве. При его создании Лисицкий вдохновлялся образами и элементами проунов.
В нём Лисицкий осудил стихийную застройку Москвы до 1917 года. Архитектор хотел, чтоб строительство в городе управлялось одним органом или человеком, подчинялось единому плану.
Лисицкий считал, что для людей естественно двигаться горизонтально, а не вертикально. Поэтому высотки, в том числе небоскрёбы в США, он не считал примером для подражания.
По проекту восемь небоскрёбов располагались бы на восьми пересечениях Бульварного кольца с основными транспортными магистралями города, над дорогами.
Цель проекта — упростить дорожные и тротуарные потоки в проблемных местах городского движения: на пересечении радиальных улиц с бульварными кольцами Москвы.
По его задумке, «горизонтальные небоскрёбы» в форме буквы Ч должны стоять на трёх каркасных опорах. Одна из опор уходила бы под землю до станции метро, две оставшиеся выходили бы к трамвайным остановкам. Внутри опоры курсировал бы лифт.
Лисицкий задумывал сделать каркас здания из прочной стали, прозрачные части здания — из стекла. Составные части — опоры и обшивка стен — он рассчитывал делать типовыми для последующего массового воспроизводства.
При помощи таких зданий архитектор надеялся создать второй уровень городского пространства. Первый уровень состоял бы из опор, а на втором располагались бы сами помещения. В пояснительной записке к проекту архитектор указывал, что здания предназначены не для жилых, а для государственных учреждений.
Вид на горизонтальный небоскрёб и сопутствующую инфраструктуру сверху techne.com
Проект Лисицкого так и остался на бумаге — неизвестно, рассматривали ли его власти города. В 1935 году правительство СССР приняло план реконструкции Москвы, но идеям Лисицкого там места не было.
Реализованные проекты
В марте 1930 года Лисицкий работал над зданием типографии акционерного издательского общества «Огонёк». В плане это сооружение напоминало «горизонтальный небоскрёб», только положенный набок. Гонорар архитектора составил 1500 рублей. Здание отличалось сочетанием больших прямоугольных и маленьких круглых окон, декором пола лестничных клеток натуральным камнем, и другими элементами.
Здание в Самотёчном переулке возвели в 1932 году, после 1991 года оно обветшало, в 2006 году его планировали сносить. В 2012 году бывшую типографию признали памятником регионального значения, и там начался ремонт.
Бывшая типография журнала «Огонёк» TimeOut
Во второй половине 1930-х годов Лисицкий участвовал в оформлении нескольких выставок на территории ВДНХ. В период проведения выставок строились временные архитектурные сооружения: триумфальные ворота, башни, трибуны. Несколько «временных» башен сохранили за их эстетическую ценность.
В 2018 году сотрудник Третьяковской галереи Татьяна Горячева и историк архитектуры Александр Зиновьев признали одну из существующих башен на ВДНХ частью проектов Лисицкого, о которых раньше не было известно. Эта башня располагалась рядом с павильонами «Рыбное хозяйство» и «Прудовое хозяйство», сейчас рядом с павильоном №38 «Рыболовство».
Башня на ВДНХ сейчас strelkamag
Ажурная конструкция, внешне напоминавшая Шуховскую башню, с годами утратила первоначальный вид. С вершины исчезли батисфера и две металлические рыбы.
Шуховская башня на Шаболовке «Архитектура и проектирование »
Наследие Лисицкого и последние годы
В декабре 1921 года Лисицкий ездил в Германию в качестве советского культурного представителя для поиска новых связей в сфере искусства. Там он познакомился с советским писателем Ильей Эренбургом, долго жившим за границей, и немецким типографом Яном Чихольдом.
В 1920-х годах он регулярно ездил в Германию и Нидерланды для участия в выставках, проведения лекций и конференций по архитектуре, живописи, популяризации советского авангардного искусства.
Одно из последних фото Лисицкого ellissitsky.ru
В конце 1930-х его здоровье ухудшилось, он часто проводил время на Кавказе в санаториях. В 1941 году после начала Великой Отечественной войны Лисицкий создал свои последние работы — пропагандистские плакаты на военную тематику.
Плакат 1941 года Regnum
В конце декабря 1941 года Лисицкий умер в Москве.
Горизонтальные небоскрёбы наших дней
В Советском Союзе в 1975 году построили здание министерства автомобильных дорог Грузинской ССР в Тбилиси, по концепции оно похоже на горизонтальный небоскрёб Лисицкого.
Здание расположили на крутом берегу реки Куры, используя минимум полезной городской земли. Воплотить такой необычный проект удалось во многом благодаря тому, что руководитель министерства Георгий Чахава — он же заказчик — был и архитектором.
В Дюссельдорфе при реконструкции старого порта в 1996 году возвели Port Event Center. Здание построили по проекту кёльнского архитектурного бюро Wansleben Architekten. В нём открыли офисы и даже дискотеку.
Port Event Center locationscout
В Роттердаме архитектурное бюро JHK создало горизонтальный небоскрёб De Brug на тонких опорах. Его длина составляет 133 метра, внутреннее пространство заполнено офисами. Там находится штаб-квартира Unilever. Это сооружение, так же как в концепции Лисицкого, расположили горизонтально поверх старых построек, без их разрушения.
В 2009 году в китайском Шэньчжэне архитектурное бюро Стивена Холла закончило строительство горизонтального небоскрёба для девелоперской компании Vanke. У него восемь опор, а на плане он напоминает дракона.
Опоры разнесены друг от друга на расстояние не менее 50 м, кажется, что конструкция парит в воздухе . Она опирается на вантовую систему креплений, как у мостов, и должна выдержать удар цунами, которые часты в этом регионе. Внутри, кроме офисов, также находятся гостиница и жильё. Под зданием есть паркинг, спа-центр.
Центр Vanke в Шэньчжэне archiproducts.com
В 2014 году в Кито, столице Эквадора, построили представительское здание для Союза южноамериканских наций (UNASUR). Из пятиэтажного центрального корпуса выведены две горизонтальные башни контрастного цвета.
У наклонных конструкций нет опор, сами они остроугольные. Здание окружает общественное пространство. Большая часть помещений комплекса расположена под землёй. Идея создать именно горизонтальный небоскрёб появилась из-за необходимости вписать здание в ландшафт — горную цепь Митада-дель-Мундо, — не заслонив вид.
Оригинал: vc.ru | Автор: